|
|
#41 |
|
Участник
|
sukhanchik, Вы правильно отметили - цели и подходы разные.
Но не совсем верно. Точнее совершенно разный уровень вовлеченности заказчика в процесс внедрения. И что, кстати, понимаем под слово "заказчик"? Только топ-менеджеры заказчика или? От Lz_ так и не услышал слова "проектная команда со стороны заказчика" - это не только топ-менеджеры, это и ключевые сотрудники, и сотрудники ИТ-отдела компании, которые должны узнать новую систему заранее, перед тем, как обслуживать ее. Я не говорил, что сидим и тупо программируем, что захотел заказчик. Это глупо. Это абсолютно непрофессионально. Наоборот, заказчик ставит западную систему (или отраслевое решение), чтобы использовать накопленный опыт на других предприятиях, а не пытаться изобрести велосипед. Есть практика на аналогичных российских предприятиях, есть обкатанные стандартные бизнес-процессы в Аксапте, есть идеи руководства, которые они хотят реализовать, есть наработки и идеи бизнес-аналитиков интегратора. Есть текущая система, к которой заказчик и рядовые пользователи привыкли и им надо предоставить функциональность с учетом использующихся наработок (отчетов, формочек, всяких "бантиков") в старой системе (не все следует ломать - здесь нужно подходить с умом). Заказчик формирует замыcел (или мы предлагаем ему ту или иную наработку), мы вместе с ним и конечными пользователями его обсуждаем, как это будет выглядеть, и на выходе получаем подробный Дизайн проекта. Главное тут слово - "вместе", а не "спустить функционал" сверху - начальство все знает лучше за всех. Да, если заказчику не столь важно, как выглядит система, даже ему не важна - какая система - делаем по ГОСТ. Долго, муторно и без оглядки на конечных пользователей. Но ИМХО, пользователи воспримут новую систему "в штыки" - их мнения не учли, на их уровне обследования не производилось. Не знаю, как считает Lz_, но большая вероятность того, что система не приживется. Это обычно практикуется в государственных и крупных коммерческих предприятиях уровня холдинга. Поэтому я его и спрашивал, на каких предприятиях по данной методологии внедряем. Во всех проектах, где я участвовал, а это были организации с численностью сотрудников 50-300 человек (в общем-то это типичные заказчики на Аксапту), руководство и конечные ключевые сотрудники (нач. отделов, старшие менеджеры, бухгалтера, нач. складов, нач. транспортного отделов и т.д.) принимали активное участие в обследовании, нередко приходилось выступать арбитром между ними ![]() Представляю сейчас - ставят Аксапту впервые, после 1С или Паруса или самописки, без детального обследования "на местах", со стандартной документацией и вперед в тестовую эксплутацию. Уровень саботажа со стороны сотрудников зашкалит. А потом еще говорят, что внедрение провальное.
__________________
С уважением, Дмитрий. Последний раз редактировалось dmitryul; 27.12.2010 в 18:16. |
|
|
|
|
#42 |
|
Administrator
|
Цитата:
Есть второй тип заказчика (возможно, более мелкий чем первый). У которого нет своих аналитиков и который под внедрением подразумевает еще и бизнес-консалтинг, который состоит в том, что внедренец, собирая требования с нескольких ключевых пользователей попутно находит ошибки в их бизнес-процессах. У такого заказчика как правило мало требований (и они больше глобальные) к функциональности, а те пользователи, которые ставят задачи - не собираются вникать в такие мелочи - как количество кнопок и бантиков и они проще адаптируются в сделанный функционал (при наличии РП конечно). Тут играет хорошо ГОСТ34. Не знаю, насколько корректно такое сравнение - но внедрение у заказчика первого типа можно сравнить с работой менеджера турфирмы с клиентом, который самостоятельно сформировал (и расписал по часам) себе большой тур (определился со своими желаниями) и просит менеджера лишь забронировать гостиницы, договориться с транспортом и экскурсоводом - т.е. выполнить только техническую работу. А внедрение у заказчика второго типа - с работой менеджера турфирмы с клиентом, который либо хочет выбрать себе небольшой тур, либо сделать "довесок" к существующему своему туру, не вникая сильно в содержание этого "довеска" (хочу съездить во Владимир - а вы мне подберите экскурсии по лучшим местам Владимира). В этом случае - менеджер проявляет творчество и сам формирует тур. В этом случае клиент заранее не знает - будет ли у него в программе посещение конкретного собора, однако по собственным ощущениям он сможет определить качество подбора экскурсий менеджером по факту поездки. Цитата:
Сообщение от dmitryul
Но ИМХО, пользователи воспримут новую систему "в штыки" - их мнения не учли, на их уровне обследования не производилось. Не знаю, как считает Lz_, но большая вероятность того, что система не приживется.
... Представляю сейчас - ставят Аксапту впервые, после 1С или Паруса или самописки, без детального обследования "на местах", со стандартной документацией и вперед в тестовую эксплутацию. Уровень саботажа со стороны сотрудников зашкалит. А потом еще говорят, что внедрение провальное. тип заказчика, в котором внедрение системы проводится либо не по инициативе руководства, либо не с целью чтобы система работала (например, внедрение системы для повышения стоимости бизнеса с целью его продажи). В этом случае - руководство не проявляет должного влияния на внедрение системы, в результате чего начинается "перетягивание одеяла" различными отделами на себя... и имеем то что имеем.Если продолжить разговор про турфирмы - это все равно - что пришел руководитель и говорит - на НГ делаем корпоратив - составляйте себе экскурсионную программу сами, а я все оплачу. В результате - либо никто не договорится - либо будет тур - типа сегодня в Турцию, а завтра во Владимир
__________________
Возможно сделать все. Вопрос времени Последний раз редактировалось sukhanchik; 27.12.2010 в 23:52. |
|
|
|
|
#43 |
|
Участник
|
Коллеги, забывают, что внедрение по определенной методологии, это не только требования к внедренцу, но и к Заказчику. Хватит ли знаний, сил и времени у сотрудников заказчика следовать 34 Госту? Я не уверен. Во многом поэтому и появляются "облегченные" внутренние методологии.
Например, Гост 34 однозначно говорит, что "Замечания по проекту ТЗ на АС должны быть представлены с техническим обоснованием.". Замечательный тупик и колоссальная потеря времени. Вот и принимаются замечания типа "Я не уверен, что оборот по счету NN в корреспонденции с MM даст нужную мне расшифровку...". Т.е. Гост, он во многом хорош, но говорить, что он панацея и спасение, не стоит. Мне кажется, что мастерство ПМ и заключается, в том, чтобы довести проект до логического окончания в данных условиях. И ни методология ни стажеры ему здесь не помощники. А провал проекта, это провал ПМ-а. Касаемо цели и задач проекта, то что они должны быть прописаны, это факт, хорошо так же прописать критерии достижимости. Но роль ПМ постоянно (можно сказать ежедневно) доносить (напоминать) ВСЕМ участникам проекта о цели и задачах. Как правило, через 1-2 месяца люди начинают их забывать, а после прочтения дизайна (тз и т.д.) в лучшем случае последует удивление...
__________________
Тимошкин Владимир |
|
|
|
| За это сообщение автора поблагодарили: ice (1). | |
|
|
#44 |
|
Участник
|
sukhanchik, я имел ввиду второй тип - с бизнес-консалтингом. Я участвовал на проектах, в которых мы не только описывали существующие бизнес-процессы, но и выполняли реинжинирингом, некоторые участки вообще полностью реорганизовывались.
Просто заострил внимание, что кроме ТЗ на внедерение (результаты анализа бизнес-процессов, как положено) по Sure Step мы пишем еще и подробный Дизайн системы (где подробно с картинками в Visio описываем как все это будет выглядеть o'naturel). Ну и кучу других документов, как положено - ТЗ на разработку, ТЗ на тестирование, Рабочую документацию и пр. Странно, Вы считаете, что по методологии Sure Step если у заказчика нет своих аналитиков (а обычно так и бывает, либо собственные аналитики не ахти какие) бизнес-процессы описываются хуже, чем по ГОСТ34? Было время, пару лет назад я сравнивал ГОСТ34 и Sure Step и существенной разницы не заметил, ИМХО только отложилось, что без ущерба качеству, по Sure Step внедрить быстрее. Надо бы еще раз перечитать ГОСТ, может что упустил? Да, работа ПМ - это работа в первую очередь, c людьми.
__________________
С уважением, Дмитрий. Последний раз редактировалось dmitryul; 28.12.2010 в 15:06. |
|
|
|
|
#45 |
|
Участник
|
Цитата:
Судя по описаниям, которые вы привели, у меня сложилось такое впечатление, что ГОСТ 34 предназначен для создания систем (и это правда), а Sure Step лишь для выполнения доработок к уже существующей системе (что не совсем верно). Sure Step является методологией внедрения является более четко "заточенной" для решения определенной задачи: внедрения продуктов MBS. К тому же эта методология снабжена полным комплектом шаблонов документов, что несомненно является большим плюсом. ГОСТ 34 является государственным стандартом, определяющим требования к документации для создаваемой системы и стадиям ее создания. Тем самым ГОСТ является более широким и универсальным инструментом, который регламентирует создание любых автоматизированных систем: учетных, управления космическими кораблями или дверями в подъезде. Но их нельзя противопоставлять, они лишь могут дополнять друг друга. Если, вдруг, у Sure Step и ГОСТ обнаружатся нестыковки или несоответствия, то руководствоваться следует ГОСТ, так как это государственный стандарт. Есть ГОСТ 24.104-85 он определяет: Цитата:
Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы управления (АСУ) всех видов (кроме общегосударственных) и устанавливает общие требования к АСУ в целом, функциям АСУ, подготовленности персонала и видам обеспечения АСУ, безопасности и эргономики, виды и порядок проведения испытаний при вводе АСУ в действие, комплектность АСУ, гарантии.
Цитата:
Стандарт не устанавливает требования к АСУ, определяемые спецификой объектов управления. Эти требования формулируются в техническом задании на создание или развитие каждой АСУ или в других нормативно-технических документах ведомства заказчика АСУ.
Первый тип заказчика. Нет системы, но есть аналитики по системе, которой нет – ситуация не реальная. Есть система и есть аналитики – тогда это просто доработка. Делается задание на модификацию, в котором прописывается что и как необходимо сделать и как это протестировать и вперед. Зачем тут какие-то методологии внедрения? Здесь и внедрения никакого нет, просто модификация, выполнить которую клиент отдает стороннему разработчику. Второй тип клиента. Это типичный заказчик системы. После всех этих презентаций самых лучших в систем, у клиента такая каша в голове из терминов, которые описываю одно и тоже, но разными словами. В конце-концов, заказчик формулирует не большое количество глобальных требований типа Взаиморасчеты, склад с адресным хранением и т.п. Но иногда могут и более детально расшифровать. Но я ни разу не встречал клиента, который бы сказал: Внедрите Расчеты с клиентами, и его не интересовало бы что в этих рамках будет сделано. Наоборот, его просто прет от креатива и иногда его приходится отрезвлять оценочной стоимостью и сроками внедрения этого креатива. Все это уточняется и детализируется в рамках ТЗ ->Технический проект (Технорабочий проект). После завершения цикла проектирования клиент абсолютно точно понимает какие задачи и как будут решены в системе. Третий тип клиента. Вот это отдельная история. Это практически всегда известный финал. Вот здесь как раз очень важно щепетильное отношение к документации по проекту. Иначе, при получении в результате внедрения «тур - типа сегодня в Турцию, а завтра во Владимир», всегда есть документ, где можно показать, что именно так клиент и хотел и вот ваша подпись ![]() Цитата:
. Цитата:
Сообщение от tvladimir
Например, Гост 34 однозначно говорит, что "Замечания по проекту ТЗ на АС должны быть представлены с техническим обоснованием.". Замечательный тупик и колоссальная потеря времени. Вот и принимаются замечания типа "Я не уверен, что оборот по счету NN в корреспонденции с MM даст нужную мне расшифровку...".
Во-вторых, приведенная вами цитата из ГОСТ 34.602-89 однозначно относится к приложению, которое носит рекомендательный характер, о чем и указано под словом «Приложение 1». Так что не нужно передергивать. Цитата:
Сообщение от tvladimir
Т.е. Гост, он во многом хорош, но говорить, что он панацея и спасение, не стоит. Мне кажется, что мастерство ПМ и заключается, в том, чтобы довести проект до логического окончания в данных условиях. И ни методология ни стажеры ему здесь не помощники. А провал проекта, это провал ПМ-а.
|
|
|
|
|
#46 |
|
Участник
|
2 dmitryul
Цитата:
Цитата:
![]() Цитата:
Сообщение от dmitryul
Совершенно Вас не понимаю. Как зачем клиенту такая информация - он, например, хочет добавить справочник доверенностей. Срок и стоимость работ, а также как это будет выглядеть визуально (а в Дизайне описывается, а иногда и рисуется в картинках интерфейс) он должен знать?
Удобно ли с таким интерфейсом сотрудникам и руководству будет работать? Мы же берем интервью не только у топ-менеджеров, но и у простых сотрудников - что бы они хотели видеть в системе, чтобы удобнее и продуктивнее было работать. Цитата:
Сообщение от dmitryul
Мы должны зафиксировать, что необходимо реализовать, чтобы в дальнейшем не было разговоров - "мы хотели совершенно другое - Вы нас не так поняли"?
Извините, но на месте клиента, если интегратор мне предоставит многостраничный документ с описанием "в общем", а не конкретно вплоть до табличных данных и я не буду четко видеть, как это все будет работать и выглядеть визуально - я этот документ не подпишу. Потому что на основе такого ТЗ можно реализовать все что угодно, но только не то, что подразумевалось заказчиком. Цитата:
. Цитата:
Сообщение от dmitryul
Да, мы продаем на обследовании часы. Разумеется, сроки обследования, затраченные часы на каждый из участок фиксируются и если фактически времени и ресурсов потрачено больше (обосновано) - клиент это оплачивает. Да, доработку он тоже оплачивает, если какие-либо бизнес-процесы поменял уже в процессе написания документа. ИМХО, я считаю обязательным со стороны клиента оплачивать все дополнительные часы при обследовании, если он отказывается - это проблемный клиент и стоит заложить дополнительные риски при внедрении (увеличить стоимость, увеличить сроки "на всякий случай").
) он уже должен доплатить. За что должен доплатить клиент?Цитата:
Сообщение от dmitryul
Сколько раз сталкивался с тем, что одни сотрудники говорили одно, начальство хотело третье, а руководство понимало все по-своему - приходилось снова и снова проводить встречи, пытаясь найти оптимальное решение для всех. Не бывает одного мнения, так и не бывает такого, что руководство не считается с пожеланиями своих сотрудников). Соответственно сроки всегда плыли - это нормально.
Сроки плывут – это нормально(!!!), раз сроки (время) плывут, то и деньги плывут тоже, т.к. время – деньги. Поскольку времени было затрачено больше, то и трудоемкость проекта возросла. Итак, из трех основных параметров проекта (сроки, бюджет, трудоемкость) не соблюден ни один, а все потому что полностью отсутствует организация и управление проектом. Фактически решения никак не принимаются. Кто их принимать должен, сотрудники или начальство? Цитата:
Цитата:
Все то, как будет работать система с точностью "до винта" клиент видит после технического проекта или технорабочего, в зависимости от масштаба внедрения. Цитата:
Кроме того, экспертизу документации проверяют многочисленные комиссии по всяким ISO и т.п. |
|
|
|
|
#47 |
|
Участник
|
Lz_, впрочем, мы друг друга поняли - разный подход к обследованию, различные стандарты.
Вы не продаете систему, дотошно настроенную под конкретного сотрудника (определенную роль), Вы продаете систему с готовым функционалом, удобно или неудобно, нужны или не нужны те или иные функции конечному пользователю - решить эти задачи руководство не ставит. Соответственно, отсюда ноги и ростут с фиксированной суммой и сроками - т.к. требуемую функциональность "не вдаваясь в излишние детали" спустили сверху, лишних встреч и обсуждений с конечными пользователями не будет, реализация и обсуждение их пожеланий не планируется. В этом случае можно и зафиксить. Если в процесс написания ТЗ вовлечено не только руководство, но и девочки на "ресепшн" (было и такое - вели учет посетителей и звонков), трехсторонние переговоры интегратор-руководство-сотрудники могут выйти за запланированные рамки, что руководство прекрасно понимает и оплачивает. Иногда руководство в ходе таких встреч с удивлением узнает, как на самом деле работает их предприятие ![]() Грубо говоря Sure Step ближе к конечному пользователю, ГОСТ34 - ближе к гендиректору (собственнику предприятия). Соответственно, уровень детализации и акценты смещены в ту или иную сторону. Обследование и внедрение по Sure Step - процесс "творческо-формализованный", по ГОСТ34 - жестко формализованный.
__________________
С уважением, Дмитрий. |
|
|
|
|
#48 |
|
Гость
|
Цитата:
У нас четкое соблюдение сроков и бюджета.
|
|
|
|
|
#49 |
|
Administrator
|
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Что говорит Sure Step ? "Скажите, а как вы это себе представляете?" Дальше клиент (один из сотрудников клиента) пытается изобразить желаемое. Дальше есть 2 варианта: а) у внедренца еще нет такого фунционала и он начинает вытягивать из клиента список форм и кнопок. Тут уж извините - чистый аутсорс пошел. б) внедренец показывает уже имеющийся у него функционал, а клиент говорит что ему нужно переделать. Опять-таки подробно расписывая до кнопки. Дальше внедренец оценивает требуемый объем работ в часах, в деньгах и пошло поехало. Любое отклонение в сторону (а оно реально возможно - т.к. на этапе проектирования далеко не каждый человек способен продумать все вплоть до всплывающих подсказок) - стоит дополнительного времени внедренца (=денег клиента). Теперь что говорит ГОСТ (я ссылку обновил - а то старая не открывается) ? "Скажите, а что вы хотите получить от этой функциональности?". Т.е. от клиента не требуется продумывать все, вплоть до кнопок. Сначала с него спрашиваются требования, затем закрепляется концепция. Важно - как раз это клиент себе хорошо представляет. А дальше - внедренец уже сам решает - будет ли он это делать на стандарте, напишет свое сбоку или как-то еще. Важно - что закрепляются требования к системе, а по интерфейсу остается некоторая свобода. Безусловно - внедренец должен быть что называется "с головой". Т.е. понимать, что какие-то бантики нужно сделать и без указания со стороны клиента. Но с другой стороны - на выходе - производится проверка исходным требованиям - а не подсчет кол-ва кнопок. А дальше - есть что-то МарьИванне не нравится - и клиент готов за это платить - то все делается. Только (что важно) - что клиент уже может работать в системе и нет никаких причин для того чтобы не работать - т.е. внедрение состоялось.
__________________
Возможно сделать все. Вопрос времени |
|
|
|
|
#50 |
|
Участник
|
Цитата:
Понятно, что государственный заказчик, с большой вероятностью, потребует включения в договор пункта о соблюдении ГОСТ 34 (и/или 19). |
|
|
|
|
#51 |
|
Участник
|
2 Lz_
Цитата:
Каким образом «знания, силы и время у сотрудников заказчика» зависит от методологии? Вы по Sure Step полный комплект документации видели? Судя по шаблонам, количество документов в разы превышает требуемые ГОСТ
Вообще мне кажется, что выбор методологии, это некая степень недоверия к Заказчику. Если есть шанс с ними судиться, то документы нужно оформлять в соответствии с ГОСТ. Если вы доверяете заказчику, то можно обойтись связкой ФТ-Дизайн. Лично мне для внедрения (если заказчик идеальный) нужны только 2 документа - реестр модификаций и шаблон ввода начальных данных. Обо всем остальном мы договоримся, и через 2 недели люди начнут работать в системе (рекорд - 3 дня) в первом модуле. В противном случае, появится кипа документов. Цитата:
Во-первых, ГОСТ не регламентирует процесс взаимодействия с клиентом и то, как будет проходить рецензирование проекта ТЗ. Формат взаимодействия и формат замечаний определяется методологией внедрения. Во-вторых, приведенная вами цитата из ГОСТ 34.602-89 однозначно относится к приложению, которое носит рекомендательный характер, о чем и указано под словом «Приложение 1». Так что не нужно передергивать.
Цитата:
Не все зависит от ПМ-а, например проект может быть не завершен в результате, например, смены владельца, смены руководства, мирового кризиса : ). В этом тоже виноват ПМ?
Мне кажется, что здесь все зависит от формулировок. Проекты, как правило, завершаются НОРМАЛЬНО. Не успешно, не завально, а нормально. У внедренца есть претензии, у клиента тоже есть что сказать. Но они достигли поставленной цели, пожали руки и разошлись. В резких случаях, клиент очень доволен Внедренцем - взаимная приязнь очень дорого стоит и может быть очень быстро похоронена.
__________________
Тимошкин Владимир |
|
|
|
|
#52 |
|
Участник
|
вы уверены что, при данном подходе, клиент уже может работать и что ему не потребуется изменять свои бизнес процессы, по причине свободы творчества внедренца?
|
|
|
|
|
#53 |
|
Administrator
|
Цитата:
Пример. Вопрос заказчика. Можно ли к документу в АХ прикрепить файл? Ответ. Да, можно. Такие моменты, как то, сколько для этого придется сделать кликов; что более 5 Мб файл может не сохраниться в БД - это уже мелочи. Да, могло бы быть удобнее...наверное. Но оно ж работает. И не жужжит .Пример конечно утрирован. Но в данном примере показано - что никто не расписывает - а вы сделайте мне флажок в гриде, который будет установлен у записей с аттачами, а можно ли тут сделать так, чтобы велся архив документов и т.д. Т.е. на выходе - имеем стандартную функциональность со всеми ее багами/фичами/прелестями. А экономию кол-ва кликов для МарьИванны - можно конечно сделать... Но потом.
__________________
Возможно сделать все. Вопрос времени |
|
|
|
|
#54 |
|
Участник
|
Цитата:
Сообщение от sukhanchik
Да. Потому что ключевые (=существенные) требования были сформулированы и реализованы. А свобода есть только там, где она некритична.
Пример. Вопрос заказчика. Можно ли к документу в АХ прикрепить файл? Ответ. Да, можно. Такие моменты, как то, сколько для этого придется сделать кликов; что более 5 Мб файл может не сохраниться в БД - это уже мелочи. Да, могло бы быть удобнее...наверное. Но оно ж работает. И не жужжит .Пример конечно утрирован. Но в данном примере показано - что никто не расписывает - а вы сделайте мне флажок в гриде, который будет установлен у записей с аттачами, а можно ли тут сделать так, чтобы велся архив документов и т.д. Т.е. на выходе - имеем стандартную функциональность со всеми ее багами/фичами/прелестями. А экономию кол-ва кликов для МарьИванны - можно конечно сделать... Но потом. бывают случаи, что одному кажется не критичным, то то другому - архиважным. и если это изменение влияет не на количество кликов одним человеком, а, например, задействует цепочку процессов и людей, а казалось бы добавили (не добавили ) галочку Последний раз редактировалось ice; 29.12.2010 в 17:29. |
|
|
|
|
#55 |
|
Administrator
|
Скажем так. Отталкиваемся от того, что люди с обоих сторон (заказчика и внедренца) вменяемые и сознательно не хотят саботировать процесс
. Т.е. не подходим к процессу - что "любая кухарка" сможет внедрить. Есть некий условный здравый смысл, который проще соблюдать нежели формализовывать .Возможно конечно все. У каждой стороны есть масса рычагов для саботажа в той или иной мере. Другое дело, что на момент начала проекта никакая из сторон не желает в явном виде проект завалить. От этого и нужно отталкиваться. Тут как говорится - свобода выбора. Можно все зарегламентировать и думать - что недозарегламентировано - из-за чего что-то вышло из-под контроля. А можно регламентировать по минимуму - и успешно все сделать. Это не означает - что не нужно прикрывать все "дырки". Просто ... ну ... не знаю - как-то так получается
__________________
Возможно сделать все. Вопрос времени |
|
|
|
|
#56 |
|
Участник
|
Не смотря на то, что оформление документации в соответствии с государственными стандартами де-факто является стандартом фирмы, я не буду приводить ссылку на отзывы клиентов, внедрение АС у которых выполнялось не на AX. Приведу лишь те, к которым наш отдел имеет непосредственное отношение:
ССЫЛКА ССЫЛКА ССЫЛКА ССЫЛКА Сразу хотел бы предупредить, что ни при каких условиях, тем более на форуме, даже специализированном, я не буду: 1. Обсуждать клиентов с кем бы то ни было; 2. Обсуждать детали реальных проектов с кем бы то ни было; Спасибо за понимание. Краткое описание технологии разработки и внедрения |
|
|
|
|
#57 |
|
Участник
|
Цитата:
Сообщение от sukhanchik
Безусловно - внедренец должен быть что называется "с головой". Т.е. понимать, что какие-то бантики нужно сделать и без указания со стороны клиента. Но с другой стороны - на выходе - производится проверка исходным требованиям - а не подсчет кол-ва кнопок. А дальше - есть что-то МарьИванне не нравится - и клиент готов за это платить - то все делается. Только (что важно) - что клиент уже может работать в системе и нет никаких причин для того чтобы не работать - т.е. внедрение состоялось.
Цитата:
Сообщение от Raven Melancholic
Не совсем так. 184-ФЗ прямо говорит о том, что, за некоторым исключением, ГОСТы являются только рекомендательными документами и исполняются добровольно.
Понятно, что государственный заказчик, с большой вероятностью, потребует включения в договор пункта о соблюдении ГОСТ 34 (и/или 19). Ссылку и цитату из 184-ФЗ можно?Цитата:
Цитата:
Выполнение работ по этапам календарного плана работ, оформление и предъявление Заказчику их результатов осуществляется по настоящему техническому заданию согласно требованиям группы стандартов П87 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы».
, соответственно, клиент вправе требовать неукоснительного и полного соблюдения методологии внедрения и не важно на чем основана эта методология. Я не прав?Реакция может быть абсолютно любой - от ускорения работ по проекту, до полной остановки проекта и замены систему на более «крутую» или понятную владельцу. И не всегда ПМ может повлиять на эту ситуацию. Цитата:
Сообщение от tvladimir
Мне кажется, что здесь все зависит от формулировок. Проекты, как правило, завершаются НОРМАЛЬНО. Не успешно, не завально, а нормально. У внедренца есть претензии, у клиента тоже есть что сказать. Но они достигли поставленной цели, пожали руки и разошлись. В резких случаях, клиент очень доволен Внедренцем - взаимная приязнь очень дорого стоит и может быть очень быстро похоронена.
|
|
|
|
|
#58 |
|
Участник
|
У меня складывается впечатление, что в результате обсуждения у некоторых коллег сформировалось ошибочное мнение что методология основанная на ГОСТ не позволяет учесть все пожелания и замечания пользователей, а методология на основе Sure Step только и предназначена для более тонкого тюнинга системы под потребности пользователя. Я в корне не согласен с таким утверждением. Документы, создаваемые по ГОСТ никак не регламентируют глубину проработки требований клиента. Глубина проработки целиком и полностью зависит от квалификации внедренца, степени «понятливости» клиента и готовности клиента принять документ в такой форме. Документ должен быть составлен так, что бы клиенту было понятно что будет на выходе.
По крайней мере, в нашей методологии масса мест, где пользователь имеет возможность подкорректировать систему. 1. Исходные требования – чаще всего клиенты самостоятельно формулируют на обычном бытовом языке чего они хотят добиться. 2. ТЗ – содержит: Данные об объекте автоматизации; Цели внедрения и критерии оценки достижения этих целей; установлены четкие технические требования к системе в том числе надежность ;определены функции системы; определены входная и выходная информация системы; определены функции пользователей, т.е. по сути, система «наложена» на организационную структуру предприятия и определены рамки ответственности; определены состав и содержание работ по созданию системы, т.е. работы, которые выполняются в системе и ответственность за эти работы разделены между клиентом и разработчиком; составлен календарный график проекта и работ по проекту; определены требования по подготовке объекта автоматизации ко вводу системы: что должно быть готово для того, что бы начать реально внедрять систему; требования к документированию: вот здесь четко и понятно расписано какие документы разрабатываются и на каких этапах передаются клиенту. Создание ТЗ – это очень большой кусок работы. Начиная от упорядочивания требований и по сути архитектурных решений системы, до согласования с заказчиком всех требований функция, а главное функций пользователей (кто что делает и за что отвечает). И этот документ проходит рецензирование пользователями. В процессе рецензирования пользователи могут высказать (письменно ) любые замечания, которые будут рассмотрены. И решение учитывать или отклонить эти замечания принимает Клиент, а не разработчик. Это первая обратная связь.К слову сказать, ТЗ - это основной документ по которому происходит приемка системы. [ИМХО] Если я не прав насчет Sure Step, поправьте меня. В Sure Step, на сколько я понял, совокупность информации содержащейся в ТЗ по ГОСТ (не уверен в полноте, так как сильно глубоко не копал) появляется только после прохождения 2-х этапов: Диагностики и Анализа. При этом эта информация разрознена и находится в разных документах, которые интегратор может и не делать по разным причинам .По методологии Sure Step техническое задание является выходным документом этапа Диагностика. Но на этом этапе нельзя сделать ТЗ, соответствеующее требованиям ГОСТ, т.к. для его создания не достаточно информации – этапа Анализ еще не было. И главная нестыковочка – это отсутствие единого документа в котором прописанный все критерии которым должна соответствовать система. [/ИМХО] 3. Проектирование. Этот этап сильно зависит от сложности системы и объема внедрения. Если объем работ относительно не большой, то создается Технорабочий проект, если внедрение сложное и объемное, то Эскизный, Технический и Рабочий. Все они отличаются степенью детализации. Чем дальше, тем большая степень детализации. Люди реально изучают систему (стандартную + существующие доработки) и пытаются сделать так, что система выполняла свои функции и в то же время было удобно работать. Все эти проекты проходят этап рецензирования. Вот на этом этапе и определяется «весь тюнинг» системы. Это вторая обратная связь. 4. Разработка. Кодим, тестим, еще кодим, уточняем не понятные вопросы и т.п. Согласовываем программу и методику предварительных испытаний и тестовый пример. Импортим исходные данные и Клиент производит выверку данных. Все что криво залили переделываем . «Прогоняем» согласованный тестовый пример сначала мы, потом клиент. Огребаем кучу замечаний, клиент решает, что делаем, а что не делаем. Это третья обратная связь.5. Опытная эксплуатация и приемка. Это работа в полях. Это, как правило, один из самых длительных этапов. 5.1.Сначала подготавливаем систему ко вводу в опытную эксплуатацию. Асапта уже установлена на рабочих местах, люди пытаются работать, крики, истерики, саботаж все проявляется на этом этапе. Мы работаем с пользователями, учим, объясняем, разруливаем сложные ситуации. Параллельно с ИТ клиента осуществляем техническую поддержку системы и пользователей, тем самым обучаются спецы клиента поддерживать систему решать возникающие проблемы и пользователи учатся работать в системе. Есть рабочий журнал, в котором пользователи пишут свои замечания и сообщения об ошибках и не доработках, ошибки устраняются, дополнительные бантики выносятся на заседание комиссии рецензирования. Примут – сделаем, не примут – не сделаем ![]() 5.2. Опытная эксплуатация. Это еще один из видов испытаний системы, всего из 3 (ГОСТ 34.603). По сути, полноценная реальная работа пользователей в системе в системе. Опять работаем с замечаниями. Пишут все начиная от замечаний по делу и просто «потому что так мне работать удобнее/лучше». На все замечания даем ответ. Ошибки – исправляем, если замечание является результатом ошибочных действия пользователя, то расписываем подробно что нужно сделать, что бы этого не было. Ответ пишется в журнале, если он объемный то отправлятся электронное письмо с инструкцией, а в журнале указывается дата и кому было отправлено письмо. Если замечание влечет за собой доработку, не оговоренную в документации, то замечание выносится на заседание комиссии рецензирования. Разрабатываем и принимаем Программу и методику приемочных испытаний. По результатам опытной эксплуатации большое заседание с полноценной обработкой замечаний. Если, система испытания выдержала, то принимается решение о проведении Приемочных испытаний. До начала приемочных испытаний все замечания пользователей подлежащие реализации должны быть сделаны. Это четвертая обратная связь. Всё, система, по сути, полностью готова. 5.3. Приемочные испытания – третий тип испытаний. Тестируем быстродействие системы и надежность и достижение целей, короче, соответствие системы Техническому заданию. Считаем показатели надежности, если все ок – испытания завершены и система принята, если нет, то .6. Система принимается в постоянную эксплуатацию. Осуществляем сервисное сопровождение. Это кратенько по этапам. Для иллюстрации тезиса что система делается для клиента и у клиента есть масса возможностей подкорректировать систему. Я не упоминал обучение пользователей, документацию, которая передается пользователям и т.п. Это упрощенный пример, когда проект идет линейно. В жизни какие-то части могут идти быстрее, какие-то нельзя начать до того как будут завершены предыдущие – это все планируется еще на этапе ТЗ. Вот почему ТЗ является таким важным документом проекта. Сдача каждого этапа подписывается клиентом. Если что-то клиента не устраивает, то он просто не подпишет этот этап. А у вас внедрение как происходит? |
|
|
|
| За это сообщение автора поблагодарили: sukhanchik (4). | |
|
|
#59 |
|
Гость
|
работа по составлению ТЗ кем и как оплачивается?
|
|
|
|
|
#60 |
|
Участник
|
Оплачивается заказчиком. Оплачивается деньгами, не едой же
.Форма, сроки и т.п. параметры оплаты оговариваются в договоре. Обычно договор заключается только на ТЗ. После ТЗ становится понятно во что это выльется по деньгам и срокам. Если у заказчика остается еще желание автоматизироваться, то заключается следующий договор предметом которого является система. И вперед. Таким образом, у заказчика есть возможность оценить свои силы, научиться взаимодействию за относительно не большую плату. Ведь стоимость ТЗ существенно меньше стоимости проекта Да и у нас есть возможность посмотреть на "управляемость" команды со стороны заказчика, что позволяет более правильно оценить потери времени на согласование и, соответствено, дать более более точный график исполнения проекта.UPD: Тема ветки - Фамилии исполнителей в договоре между клиентом и внедренцем. Предлагаю вернуться к этой теме. Последний раз редактировалось Lz_; 30.12.2010 в 11:16. |
|
|
|
|
Похожие темы
|
||||
| Тема | Ответов | |||
| Различия между модулями CRM | 15 | |||
| Разница между консультантом и программистом | 28 | |||
| Сделка между Navision и Microsoft может быть сорвана [compulenta.ru] | 3 | |||
|